5 лайфхаков — как подать заявку, чтобы победить
Сейчас идет активный прием заявок на Всероссийский онлайн-фестиваль университетских технологических проектов от Высшей школы экономики. Из всех заявок жюри конкурса отберут 100 лучших стартапов, которые пройдут в полуфинал.

Зачем подавать заявку? Чтобы пообщаться с классными экспертами и инвесторами (эта опция доступна для всех — достаточно заполнить регистрационную форму участника), получить освещение в СМИ, выиграть денежный приз или поездку на стартап-мероприятие в Финляндию. Сроки подачи заявки — до 25 сентября 2020 года.

Чтобы ваш проект имел высокие шансы на победу, мы решили поделиться пятью лайфхаками о том, как заполнить заявку.
Лайфхак #1: Внимательно проверяйте заполнение всех пунктов формы заявки
Помните, заявка — это не формальность, а важная информация о вашем проекте. Основываясь на ней, экспертное жюри будет решать, готов ли проект выйти в полуфинал и участвовать в борьбе за главный приз. Поэтому уделите пристальное внимание каждому из пунктов заявки: контакты, вуз, название, краткое описание проекта, тематическая область, наличие MVP, презентация проекта. В контактах указывайте полное имя, проверяйте опечатки, корректность почты и телефона: если ваш проект классный, а мы не смогли с вами связаться и сказать о победе, будет обидно, не правда ли?

Также напоминаем, у нас конкурс именно университетских проектов — это значит, что для участия необходимо, чтобы как минимум один член вашей команды был студентом, магистрантом, аспирантом или преподавателем российского вуза.
Лайфхак #2: Кратко и понятно сформулируйте суть вашего проекта
Чтобы описать ваш стартап, советуем использовать формулу описания проекта: «Мой стартап помогает такой целевой аудитории, как... в том, чтобы решить такую проблему, как ..., и мы делаем это на ...% лучше, потому что у нас есть такое уникальное преимущество, как …».

Не забывайте, описание стартапа должно быть кратким. А еще четким, логичным и очень понятным. Постарайтесь, чтобы эксперт не тратил много времени на то, чтобы понять, о чем ваш проект, а скорее перешел к просмотру презентации.
Лайфхак #3: Используйте проверенную структуру презентации
Согласно недавнему исследованию DocSend и профессора Тома Эйзенмана из Гарвардской школы бизнеса, инвесторы тратят в среднем 3 минуты и 44 секунды на то, чтобы ознакомиться с презентацией проекта. Это довольно мало, поэтому важно понимать, что дорога каждая секунда.

Итак, хорошая презентация должна быть простой, по делу и состоять из 10–15 слайдов. Вот чему они должны быть посвящены.

  1. Цель компании. Для чего она существует?

  2. Проблема. С какой проблемой сталкивается ваш клиент? Насколько проблема большая и действительно важная?

  3. Решение. Какое решение предлагает ваш стартап? Как решение улучшит жизнь клиентов?

  4. Актуальность. Почему продукт нужен сейчас? Какие тренды на рынке говорят о том, что ваш стартап будет нужен клиентам?

  5. Рынок. Кто будет клиентом вашего продукта? Насколько много таких людей или компаний? Лучше всего описать объем рынка сбыта с помощью TAM, SAM, SOM. Что это такое? TAM (Total Addressable Market) — объем целевого рынка. Траты клиентов, которым интересен ваш вид продукта, включая тех, кто не может позволить себе соответствующую покупку. SAM (Served/Serviceable Available Market) — доступный объем обслуживаемого рынка или годовой объем денежных средств, которые уже тратятся на пользование вашим продуктом или продуктом конкурента. SOM (Serviceable & Obtainable Market) — реально достижимый объем рынка или, другими словами, это доля вашего рынка. Это траты тех клиентов, которые уже пользуются вашим продуктом плюс траты тех клиентов, которых вы планируете привлечь в ближайшее время.

  6. Конкуренты. Перечислите основных конкурентов и опишите свои преимущества.

  7. Технология. В чем заключается его функционал продукта? Какая технология используется? Какая архитектура продукта, дизайн? Есть ли патенты на интеллектуальную собственность? На какой стадии разработки находится продукт или сколько осталось до выхода бета-версии или полноценного релиза? Обратите внимание, что для жюри наличие сильной технологической составляющей — это очень важный фактор.

  8. Бизнес-модель. За что клиенты вам платят? Если продажи еще не начались, то — за что клиент будет платить? Сколько? Если у вас уже есть продажи и пользователи, использующие ваш продукт, то покажите, как построен процесс продаж.

  9. Финансовые показатели. Какая структура затрат на разработку, продажи, маркетинг? Какие планируемые объемы выручки от продаж продукта?

10. Команда. Почему вы и ваша команда — подходящие люди, чтобы построить и вырастить эту компанию? Какой опыт есть у вас, которого нет у других? Выделите ключевых членов команды, их успехи в других компаниях и ключевые знания, которые они привносят.
    Лайфхак #4: Будьте креативны, подчеркивая уникальный дух вашего стартапа
    Все мы люди, и жюри не исключение, поэтому сухая скучная презентация (пусть и идеальная с точки зрения структуры) вряд ли поможет выделиться из множества заявок, поэтому не забывайте про креатив и эмоциональную составляющую. Вот несколько простых советов на эту тему:

    • Уделите время дизайну презентации. Хороший дизайн служит не для красоты, а ради достижения желаемого результата с помощью визуальных коммуникаций.

    • Грамотно используйте переходы между слайдами, выстраивая последовательности визуальных сигналов, объединенных общей историей или изображением.

    • Создавайте вашу презентацию с прицелом на эмоции других людей. Воздействие на аудиторию на уровне эмоций позволяет глубже проникнуться вашей идеей. Это могут быть какие-то изображения, которые будут милыми или смешными, странными или вызывающими восхищение, в зависимости от вашего проекта. Также неплохо использовать юмор, чтобы вас запомнили.

    • Задача презентации — заинтересовать жюри, а не погрузить их в множество текста и подробного описания деталей. Поэтому используйте меньше текста и больше инфографики (иконки, схемы, изображения). Это позволит легче воспринимать информацию.
    Итак, презентация готова, но перед этим пунктом в заявке вас ждет еще один вопрос — наличие MVP. Важен ли он? Да!
    Лайфхак #5: Наличие MVP увеличит ваш шанс на победу
    MVP - это минимально жизнеспособный продукт, который позволяет получить осмысленную обратную связь от пользователей и понять, что им нужно.

    Главной его целью является проверка технологических или бизнес-гипотез. Гипотезы могут иметь самый разный вид: от «готов ли вообще кто-нибудь это покупать?» до «как технология работает в экстремальных условиях?». Мы принимаем заявки от стартапов из разных технологических областей, поэтому и MVP для каждого стартапа будет свое — в одном проекте это будет прототип hardware устройства, в другом — технология, которая протестирована в лаборатории. Если вы продвинулись в своем стартапе дальше стадии идеи, то смело ставьте галочку, заполняя заявку.

    Как подать заявку, чтобы победить, вы теперь знаете, - осталось дело за малым —успеть это сделать в срок! Осталось меньше месяца до конца срока приема заявок, поэтому наш бонусный лайфхак:
    Лайфхак #6: Не откладывайте подачу заявки на последний день
    Прием завершится 25 сентября, так что скорее регистрируйтесь по ссылке ниже. Желаем удачи!