Директор ИННОПОРТ Сергей Москаленко: о работе с проектами, успешных кейсах и стартап-студии компании
Компания ИННОПОРТ основана в сентябре 2016 года двумя предпринимателями — Сергеем Москаленко и Ниной Феодосиади. В настоящее время Иннопорт занимается консалтингом и упаковкой технологических стартапов, сопровождением и структурированием сделок с инвесторами, корпоративной акселерацией. В рамках корпоративной акселерации Иннопорт привлек более 2200 проектов, 317 внешних экспертов и имеет в активе 17 успешных кейсов.

Также компания развивает собственные проекты Стартап-студии. О специфике работы стартап-студии нам рассказал директор ООО «ИННОПОРТ» Сергей Москаленко.
Сергей Москаленко
Директор ООО «ИННОПОРТ»
  • Сергей, добрый день! Расскажите нашим участникам, что такое «стартап-студия»?
  • Сергей Москаленко
    Стартап-студия – это команда предпринимателей, которая занимается развитием сразу нескольких проектов на позиции основателей, и эта деятельность систематизирована и поставлена на поток. Формат участия может быть разный: от внешних проектов, где коллектив стартап-студии владеет миноритарной долей и присоединяется к фаудерам, до полностью дочерних проектов, которые создаются стартап-студией, и та владеет 100% этого бизнеса. Все проекты — и внешние с миноритарной долей, и полностью дочерние — развиваются с целью последующей продажи своей доли в этом бизнесе.
  • — Если с полностью дочерними проектами, которые студия создаёт сама, примерно понятно, то на каких условиях вы присоединитесь к внешним стартапам, в которых уже есть основатели, владеющие основными процентами?
  • Сергей Москаленко
    Главная ценность вхождения стартап-студии в стартап — это работа замотивированных миноритарной долей опытных предпринимателей, которые закрывают целый ряд недостающих позиций в проекте и при этом не требуют заработной платы. То есть эти люди работают на вас бесплатно и смогут окупить свои трудозатраты только в случае успеха. Успех в этом смысле имеет четкие метрики — продажа доли компании должна: а) стать возможна; б) покрыть все понесённые издержки. Поскольку каждый в команде заинтересован в росте и развитии компании, это настоящая стратегия «Win-Win» для фаундеров и коллектива стартап-студии.
  • — Но решения в команде остаются за фаундерами?
  • Сергей Москаленко
    Решения принимаются в соответствии с договорённостями, которые достигаются ещё на берегу. Эти договорённости фиксируются Уставом компании, внутренними положениями и корпоративным договором участников. Какие-то вопросы остаются за фаундерами, какие-то только за директором (или главным фаундером, если таковой есть), какие-то принимаются большинством или единогласно. Точный перечень решений очень разнообразен и зависит от конкретного проекта и ситуации.
  • — Как вы выбираете, с какими стартапами работать? По каким критериям оцениваете?
  • Сергей Москаленко
    В первую очередь мы оцениваем стадию проекта. Принести максимальную пользу сегодня мы можем стартапам ранних стадий – это Seed и Pre-Seed. Эти стадии характеризуются наличием продукта, который так или иначе продаётся, но для масштабирования проекта нужны новые НИОКРы, деньги на улучшение производственных процессов, пилоты с корпорациями и прочее.

    Далее мы смотрим на отрасль. Важно помнить, что мы работаем за будущий гонорар с продажи доли и никогда не будем заходить в проект, который не знаем, как и кому можно продать. Поэтому перечень отраслей определяется в первую очередь нашей личной базой контактов с основными игроками и отраслевыми инвесторами, а также нашими предпринимательскими компетенциями на этом рынке. Сегодня для нас приоритетными отраслями являются энергетика, металлургия, нефтегазовая промышленность, медицина, авиация и транспорт. Менее привлекательные рынки – это банковский и финансовый сектор, игровая индустрия.

    Также важно направление самого проекта. Сегодня мы можем быть максимально эффективными в проектах следующих направленностей: робототехника и беспилотный транспорт, фармацевтика и средства индивидуальной медицины, сложные технические решения для увеличения рентабельности металлургической и нефтегазовой промышленности, альтернативная энергетика.
  • — Сколько времени в среднем необходимо, чтоб вывести стартап на новый уровень? Как вы определяете, что ваша миссия в проекте выполнена?
  • Сергей Москаленко
    Как показывает опыт, с момента входа в проект и до момента нашего выхода проходит минимум 2-3 года. Этого вполне достаточно, чтобы собрать начальное финансирование, провести необходимые пилоты, НИОКРы, структурировать интеллектуальную собственность и прочее. Всё это в сумме позволяет выйти на рынок с корректным и привлекательным предложением для инвестора.

    Как только проектом начинает всерьёз интересоваться стратегический инвестор, наша работа считается законченной и начинаются переговоры о выходе. Часто это происходит одновременно со входом стратега, так как именно он и финансирует наш выход.
  • — Есть удачные кейсы?
  • Сергей Москаленко
    Сегодня у нас в портфолио два успешных кейса – это проекты Канатоход и Irway. В оба проекта мы вошли на ранней стадии, помогли провести необходимые пилоты в крупных корпорациях, структурировали интеллектуальную собственность, способствовали привлечению финансирования. Оба проекта в итоге нашли стратегического инвестора, после чего мы продали свои доли и успешно вышли из них, зафиксировав финансовый профит.
  • — Как стартапу попасть в студию Иннопорт?
  • Сергей Москаленко
    Все наши контакты, личные телефоны, почты, аккаунты в соцсетях – всё есть на сайте в разделе контакты: https://www.innoport.online/contact
  • — Чем ещё занимается Иннопорт?
  • Сергей Москаленко
    Помимо Стартап-студии у нас действуют ещё два направления: Центр инвестиций и рейтинга проектов и Корпоративный акселератор.

    Центр занимается упаковкой проектов и сопровождением инвестиционных сделок. Мы делаем, пожалуй, самые красивые и читабельные на рынке бизнес-планы, профессиональные финмодели, презентации проектов для различных случаев. Тут у нас два типа основных клиентов — стартапы ранних стадий в поисках инвестора и крупные промышленные предприятия, которые привлекают частное или государственное финансирование. И тем, и другим нужен профессиональный пакет документов, с которым можно идти к инвестору, в банк или фонд. Но, разумеется, есть разница в составе и объёме этих документов.

    Корпоративный акселератор – это работа по поиску инновационных проектов под заказ крупной корпорации. В наши задачи входит найти эти проекты, осуществить технологическую и бизнес-экспертизу, сопроводить совместные НИОКРы и структурировать взаимовыгодную сделку между стартапом и корпорацией.
Благодарим Сергея за интересную беседу! Если вы хотите рассказать о своем проекте представителям компании Иннопорт, у вас есть возможность связаться с ментором фестиваля, Ниной Феодосиади. Эта опция доступна для всех участников, уже зарегистрированных на фестиваль.